Хардкор и Випассана в Непале, Катманду
Содержание статьи:
Сансара — штука липкая, а ее колеса — безжалостны и неотвратимы. Благо, что однажды на эту землю пришел Сиддхартха Гаутама Будда, который не только освободился от сансары сам, но и показал как это можно сделать всем остальным. Через своих близких учеников он передал свой опыт дальше, назвав его палийским емким словом Дхамма, что в самом примитивном переводе можно обозначить, как «путь». Позже, правда, вокруг этого Пути появилось куча трактовок, символик и школ.
Однако, сути, как мне кажется, они не исказили, а внесли лишь необходимое и разумное разнообразие. Одна из этих техник -это Випассана по Ш.С.Н. Гоенке, которая считается одной из наиболее чистых практик, восходящих ко времени самого Будды и получившая в наши дни очень широкое распространение по всему миру.
Насколько техника випассана не искажена - вопрос открытый. Я решил им не увлекаться, а понять, чему же она может научить меня и уже по результатам определить свое к ней отношение. ( отзыв о випассане можно прочитать по ссылке)
Для моей попутчицы Лены это уже четвертая ходка, для меня — только вторая. Груза и болтовни ума с прошлого раза накопилось предостаточно. Ощущение, что я поднялся на старый чердак, где в полутьме узнал очертания старых знакомых предметов, периодически отметив, что среди них появилось что-то новенькое. Благо, что техника випассаны учит не только распознать всю эту дребедень, но и благополучно ее прочистить, хотя бы косметически. Для кого-то это — способ освежить сияние глубин ума, а для кого-то и жестский хардкор, с которым рано или поздно встречается любой практикующий.
Вообще, процесс медитации у многих часто ассоциируется с релаксирующей музыкой и расслаблением в конце трудного рабочего дня. Однако, это не совсем так. Не смотря на то, что расслабление действительно может быть следствием, сама медитация — это упорный и тяжелый труд, сопряженный очень часто с физической и моральной болью. Это — зеркало, через которое можно взглянуть в глубины собственного ума. И очень часто эти глубины оказываются отталкивающими. Такую встречу пережить не всем под силу, поэтому многие не выдерживают, убегая с курса еще до его окончания, хотя это категорически не приветствуется. И дело даже не в вопросах этики «хорошо-плохо» , а, скорее, в подходе: ведь никому в голову не приходит вскакивать с операционного стола с отговорками, что проводимая операция ему не по душе. Випассана — такая же точно операция, только на более тонких уровнях, которые не всегда осязаемы нашими грубыми чувствами.
Випассана в Непале
Радует, что техника медитации Випассаны, как ее дает Шри Сатья Нараян Гоенка в любом центре одинакова. И совершенно не важно, где вы проходите курс: в Мумбаи или Монголии. Везде у вас будет одно и то же расписание, одни и те же дискурсы и одна и та же техника: простая и действенная. Различие лишь в условиях размещения и окружающих пейзажах, эстетическая красота которых совершенно не должна волновать умы практикующих. Однако, я все ж немного расскажу об условиях, дабы читателю(особенно новичку) стало понятней, как мы практикуем.
Центр Випассаны в Катманду зовется Dhamma Shringa. Расположен он на севере долины, в 25 км от города. Расстояние это весьма условное, поскольку границы города точно не определены. Территория — очень красивая, приятно озелененная и погруженная в легкий бриз окружающих лесов национального парка. Мне повезло: меня поселили с молодым парнем из Германии в двухместном номере.
Большинство других студентов жило в больших комнатах, напоминающих общежитие, с общими душевыми и туалетами. Однако, это, как я уже писал, ни меня, ни других совершенно не смущало. Все-таки большинство из нас пришло сюда не за комфортом... И это радовало, ибо остановка на курсе была рабочей, хотя для кого-то и черезчур жесткой.
Мой опыт випассаны
Я сознательно пришел в это добровольное 10-дневное заточение, дабы прожить накопившуюся за последние месяцы душевную боль. Позже, когда ум стал спокойней и созерцательней, я приходил в ужас от всплывающих вдруг мыслеформ: от старых непрожитых обид до визуализаций грядущих путешествий. «Как бы мне по приезду отправиться в Таджикистан?», «а как пройти границу между Киргизией и Таджикистаном?», «А если вдруг на горной трассе меня накроет ночь, то где я буду ставить палатку: в лесополосе или в небольшой ложбинке?», «а если со мной поедет А..., то как будет лучше нам организовать свой быт»...
Подобная болтовня — это самое безобидное, что родил мой ум. Об остальном лучше молчать, дабы не смутить читателей, да и самому лишний раз не ужасаться. Хотя, конечно, шила в мешке не утаить, и при первой же возможности все гадости и несуразности мой ум снова выдаст от души... Остается одно — просто наблюдать. Наблюдать за тем, как приходят и уходят мысли, как приходит и уходит боль; осознавать каждый участочек тела , вибрирующий бесконечным множеством непостижимых мной доселе атакалап.
А где-то приходится даже стискивать зубы, ибо молчание тела и ума начинает работать как ковш, подымая самые жуткие и неприятные осадки глубоко дремавшие на дне моего бессознательного.
Днем, после завтрака и обеда, я падал обессиленный на кровать — настолько сильны были сансарические переживания, а по утрам вскакивал как шальной, дабы снова замереть в позе боддхисаттвы. Последнее удавалось с трудом: накопленное «богатство» выходило на поверхность с оркестрами и фанфарами, заставляя переживать такую жесть, что даже мысли о работе в офисе казались спасением. Позже я понял, что именно сознательное созерцание собственного хардкора — самое ценное приобретенное сокровище.
Где еще у меня будет такая замечательная возможность познать себя? Да, и кто вообще говорил, что самопознание — это процесс приятный и красивый? Наверное, именно здесь и заложена главная трудность — умение увидеть и принять свое дерьмцо во всей его красе, не пытаясь его скрыть или как-то оправдать, потому что любые оправдания — это ловушки!
Осознавать и наблюдать — 2 крыла спасительной птицы Дхаммы. Остальное приходит позже... и очень неожиданно. Вдруг ты начинаешь замечать ощущения в теле во время ходьбы, приема пищи или стирки одежды. Реакция постепенно замещается наблюдением, что есть — цель и путь випассаны, одно из проявлений Дхаммы.
Да: пусть описанный мной опыт никого не страшит. Все, проживаемое на ретритах — сугубо индивидуально. Опыт — понятие глубоко интимное, и, именно для этого на время курса мы принимаем обет полного молчания, дабы не повадно было делиться и сравнивать. Все это — анализ и интеллектуальное умствование, которое очень мешает обычному бесстрастному наблюдению, за которым стоит реальность такая, какая она есть.
Последствия моей второй випассаны
Дискурсы и наставления Гоенки в этот раз мне показывали, что я продвигаюсь очень медленно. Это не зазорно и никем не осуждается. Однако, мое несовершенное восприятие все же стало проводить сравнения с прошлым опытом в Индии. В такие моменты мне хотелось забыть все, что я помнил о випассане, и любой другой духовной практике: настолько сильно мой ум привязывался к прошлому. И это тоже ловушка. Точно такая же, как и желание идти быстрее, чем идется; как желание поделиться своим опытом и услышать о чужом; как намерение найти отмазки и покинуть курс до его окончания.
Ошибок на этом пути, кроме неправильно понятой техники быть не может. И отсутствие результатов — главный показатель такой ошибки. Все остальное — это лишь глубинные осознания своего внутреннего пространства, принять которое — одна из главнейших задач. Только наблюдение, без санкар в виде привязанностей и отторжений. Только осознание ощущений и успокоенный ум. Все настолько просто, что становится непостижимым. Именно такая простота чаще всего и обрастает ненужным грузом ритуализма и неоднозначностью трактовок, распадаясь на части в виде сект, школ и различного рода толкований. Тем не менее, простота техники и ее тотальная практичность делает практику полезной для всех живых существ без исключений, чтобы каждое из них обрело подлинное счастье!
Очень интересно! Никогда не занималась духовными практиками, но чувствую, что уже пора. И думаю, что заглядывать внутрь себя — ни есть наслаждение. А наверное даже муки. Но в чем же облегчение? Разве станет легче если увидеть столько дерьма внутри себя?
Первый шаг к собственному росту — осознать, где ты есть сейчас. И вопрос не в облегчении. Для этого существует всякая хрень типа алкоголя, табака, развлекух и т.д.
Вопрос в умении видеть. Облегчения это не приносит, наоборот: часто возникает ощущения собственного бессилия, никчемности, апатии. Но, если подходишь к этому с мудростью, становится понятно, что страдаешь не ты, а лишь твое собственное представление о самом себе. Проще говоря: твое ложное эго
Ярослав, и в чем суть? Вы сами написали — появится апатия. Апатия — есть депрессия — самое настоящее заболевание. Депрессия — плохой старт для личностного роста.
Спасибо за ответ. Он меня, конечно, не устроил. Но я бы хотела пройти такую духовную практику где-нибудь в Монголии. Говорят там жили мои предки. Может быть они мне бы мне помогли)))
Марина, в логической связи «апатия-депрессия-заболевание» я вижу очень негативный оттенок. Оценочное восприятие «хорошо-плохо» никогда не помогало росту.
Как раз наоборот: депрессия, разочарование, уныние является для многих благодатной почвой, откуда этот рост начинается. Потому что именно тогда возникают вопросы. Человек начинает идти в себя, а не искать причины своих болячек во вне.(хотя, на практике чаще всего бывает наоборот)..."Что во мне вызывает эту депрессию?", «Почему я страдаю?», «Где я ошибся?», и «Кто вообще этот самый Я?».
Я не говорил, что апатия и депрессия — обязательные спутники каждого практикующего. Эти симптомы были у меня. Я ими болел, из чего заключил, что их наличие — уместно и, как подтверждают авторитетные для меня источники, вполне нормально.
Основная суть — это отказ от оценочности в пользу того, чтобы воспринимать все таким, как оно есть. Пока для нас «депрессия» — это плохо, а «смех» — хорошо, мы не сможем выйти за пределы дуальностей и увидеть полную картину мира, себя, вселенной и т.д.
Ярослав, добрый день! Зашла к Вам на кофе-брейк) Уверенна, что апатия (депрессия) сопровождает каждого на этом пути. Вы написали, что «как намерение найти отмазки и покинуть курс до его окончания.» Срабатывает психологическая защита — избегание боли, дискомфорта и т.д. Значит, ни только с Вами это было. Вы пропустили какой-то этап — который я не могу разглядеть, или не описали его четко. То есть Вы написали: «Осознавать и наблюдать — 2 крыла спасительной птицы Дхаммы. Остальное приходит позже… и очень неожиданно. Вдруг ты начинаешь замечать ощущения в теле во время ходьбы, приема пищи или стирки одежды. Реакция постепенно замещается наблюдением, что есть — цель и путь випассаны, одно из проявлений Дхаммы.» но видимо это нельзя понять не пережив лично. Да, скорее всего так. Но спасибо Вам за эту возможность мне перевести взгляд с обыденного на вечное (духовное).
(Не пишу как ответ на комментарии, потому что к сожалению древовидные комментарии создают дубли страниц. У себя тоже то открываю, то закрываю. И еще для сведения — ответ на комментарий приходит на почту в полном виде при подписке. Не стимулирует к переходу на сайт)
Спасибо за беседу)
Ярослав, добрый день! Зашла к Вам на кофе-брейк) Уверенна, что апатия (депрессия) сопровождает каждого на этом пути. Вы написали, что «как намерение найти отмазки и покинуть курс до его окончания.» Срабатывает психологическая защита — избегание боли, дискомфорта и т.д. Значит, ни только с Вами это было. Вы пропустили какой-то этап — который я не могу разглядеть, или не описали его четко. То есть Вы написали: «Осознавать и наблюдать — 2 крыла спасительной птицы Дхаммы. Остальное приходит позже… и очень неожиданно. Вдруг ты начинаешь замечать ощущения в теле во время ходьбы, приема пищи или стирки одежды. Реакция постепенно замещается наблюдением, что есть — цель и путь випассаны, одно из проявлений Дхаммы.» но видимо это нельзя понять не пережив лично. Да, скорее всего так. Но спасибо Вам за эту возможность мне перевести взгляд с обыденного на вечное (духовное).
(Не пишу как ответ на комментарии, потому что к сожалению древовидные комментарии создают дубли страниц. У себя тоже то открываю, то закрываю. И еще для сведения — ответ на комментарий приходит на почту в полном виде при подписке. Не стимулирует к переходу на сайт)
Спасибо за беседу, было приятно познакомиться.
Спасибо, Марина, за развернутый и полный комментарий.
Прокомментирую в ответ 🙂
Я честно пытался проанализировать свой отзыв о випассане, не увидел, где еще может быть какой-то этап. Видимо, наши представления об этом процессе несколько разнятся. Но: это не плохо. Это факт) Поэтому-то одним из кодексов практики является молчание, чтобы умы практикующих не отвлекались на сравнения и анализ собственного опыта с опытом других людей.
Вы очень точно заметили: «это нельзя понять, не пережив лично». Я лишь делаю робкую попытку приоткрыть дверь для страждущих. Вдруг, кого вдохновлю? и это будет для меня лучшей наградой... Кстати, Дхамма совершенно не мешает материальной и прагматичной жизни. Она очень здорово ее дополняет и не дает лишний раз нашим желаниям стать нашими рулевыми.
С комментариями постараюсь разобраться. Столько материала за время последнего путешествия накопилось... Пока плыву на волне вдохновения — обрабатываю прошлый опыт. А его там, поверьте, масса. От глубоких личных осознаний до каких-то внешних событий.
Про молчание — мне очень понравилось. Неосознанно этот прием использую в своей работе. Теперь задумалась, как его применять целенаправленно. Своими впечатлениями Вы меня вдохновили, хочу повторить Ваш путь или нечто похожее.
Творческих успехов! спасибо за ответ)
А для того, чтобы заниматься этой практикой обязательно добираться в такую даль, или можно сделать это где-нибудь дома?
Совершенно необязательно. Не исключено, что випассану могут дать где-нибудь недалеко от Вас. Так, на Украине проводились по 4 курса в год. В Киргизии 1 раз летом проводится. В европейской части России тоже частенько бывает
Не перестаю удивляться и радоваться многогранности твоей натуры!)) Теперь появился ещё один пункт в моих «хотелках». Посмотрим, предоставит ли мне реальность возможность его реализовать. Давно хотела узнать о существовании подобной практики. Вопросов, конечно, больше чем ответов. Но, думаю, только личный опыт сможет дать исчерпывающую информацию.
Спасибо) Я, правда, давно в сторону медитации не ходил. Какой-то более приземленный период жизни начался. Надо его прожить максимально полно)
подскажите пожалуйста — это бесплатная практика? никогда не брали участие, но, прочитав, ваши мысли захотелось. В Непале много таких центров, где можно проходить такие практики и какие условия их?
Условно бесплатная. Рекомендуется оставлять какой-то донэйшн за пройденный курс. В Непале я знаю в Катманду, в Покхаре и Лумбини. Возможно, где-то еще есть
Скажите пожалуйста какая темрература там, какую одежду брать с 1 по 16 мая
Будет тепло днем, до 30, но берите пару кофт. Ибо подъем будет в 4 утра