Поделиться с друзьями:
Buffer this page
Buffer
Pin on Pinterest
Pinterest
Share on VK
VK

Туол сленг музей геноцида в Камбодже

Привет, друзья! Расскажу немного о грустном...

Всяк входящий в Камбоджу и хоть чуток имеющий любопытство и желание разобраться в географически-исторических особенностях региона, наверняка знает, что еще 30 лет назад страну потрясали политические катаклизмы, цена которым — 1 миллион жертв. Имя этим катаклизмам — «режим красных кмеров» или «режим Пол Пота». Желающие научиться шевелить волосы на затылках и копать глубже легко найдут в сети кучу информации, а я же хочу заострить внимание на главном памятнике геноцида  - тюрьме S21 или Туол Сленг.

Находится она в Пном Пене в тихом и размеренном районе, стены которого сегодня ну никак не отражают жутких картин 30летней давности. Только колючая проволока и надписи «Genocide museum» напоминают о том, куда ты пришел.

История Туол Сленга

Улыбающиеся жертвы S21

Сегодня — музей геноцида, вчера — тюрьма S21, а еще какое-то время назад — обычное здание стандартной камбоджийской высшей школы, типовые братья которой разбросаны по всей территории Камбоджи. Хотел было удивиться странностью генезиса Туол Сленга, потом понял — не шибко-то оно и уместно, ибо каждая страница режима Пол Пота в 3 слоя изукрашена жестокими маразмами и полным отсутствием какого-либо здравого смысла.

После образования тюрьмы, сюда пачками свозился народ для допросов и дальнейшей утилизации на т.н. «полях смерти», коих по всей Камбодже, наряду с минными полями, разбросано немало. По официальным данным, через жернова S21 прошло 20 000 человек, из которых только 7 остались в живых. Во многом благодаря их воспоминаниям и рассказам удалось восстановить и передать потомкам все безумие 5-летнего краснокмерного режима.

Читайте также:  Кэп и Ко Тонсай - единственные любимые мной места Камбоджи

История музея

Экспозиция одной из камер

В застенках тюрьмы S-21 было обустроено не столь большое количество камер, как могло показаться изначально. Некоторые из них были огромными, для «особенных» гостей, таких как бывшие члены правительства и их семьи. Остальные — это маленькие клетушки, размером 2×1 м, в которых узников приковывали цепью к специальным кольцам в полу. Туалетом служили маленькие ящички размером 30×10х30 см, а душем — еженедельное поливание водой из окошка в общей комнате.

Несколько помещений были специально оборудованы под долгие разговоры с заключенными с весьма мотивирующими орудиями пыток, которые сегодня молчаливо глядят на посетителей черным железом петель, ржавыми боками бочек и порванными сетками ящиков для сколопендр. Глядя на все выставленные экспонаты, удивляешься до дрожи: как подобные устройства могли вообще родиться в человеческой голове? А яркие картинки наглядных пособий на стенах музея — лишний повод погонять стаи муравьев по собственному затылку.

Туол Сленг сегодня

территория музея

Территория

Цена за вход — 2 доллара. Первое, что я увидел — это камеры «спец»-заключенных, которые в свое время заставили дрогнуть даже бывалых вьетнамских вояк, вошедших в Пном Пень после подавления кмерской агрессии на территории Вьетнама. Режим уже отмирал, однако в тюрьме на кроватях (которые сегодня все так же стоят в этих камерах) лежали последние 14 жертв. Состояние тел было плохим, поэтому опознать бедолаг не было никакой возможности. Все 14 вскоре были похоронены тут же, во дворе тюрьмы, над могилами которых сегодня размещены белые надгробия.

В других зданиях размещены орудия пыток, фотографии жертв, история лидеров режима и пробитые мотыгами и пулями черепа заключенных. Некоторые из останков хранятся под стеклянными колпаками, правда, изрядно покрытыми пылью и оплетенными паутиной. Единственный (Кроме меня) посетитель музея геноцида в 7 утра, судя по практически вылезшим из орбит глазами, был в трансе... Со стен на нас смотрели сотни мертвых, а некоторые даже умудрялись улыбаться.

Читайте также:  Пном-Пень, столица Камбоджи

Музей геноцида моими глазами

один из экспонатов музея

Череп одной из многочисленных безымянных жертв

Позже, когда я вышел из сумрака помещений тюрьмы, посетителей стало больше... Но все в полном молчании проходили через выставочные залы, редко окликая друг друга и обсуждая шепотом на всех возможных языках земли увиденное. После, заметил, что не могу смотреть в глаза кхмеров 50 лет, потому что в каждом из них видел исполнителя или немого свидетеля ужасов полной деградации человека.

В глубоком трансе я вышел за ворота, где ко мне, прося милостыню подошел человек с обезображенным лицом. Я отшатнулся в сторону в каком-то неясном испуге, и побрел прочь, глубоко задумавшись об увиденном. Меня еще не отпустил сон, который я видел предыдущей ночью, когда мою шальную головушку лихо срубают точным движением бравые кмерские ребятишки. На улице уже палило солнце, Пном Пень деловито куда торопился, а я с грузом впечатлений и накопившихся эмоций пошел в гест, собираться в дорожку, в блаженный Кеп.

П.С. Несколько раз меня спрашивали, зачем я посещаю подобные места, ведь они несут  в себе столько негатива. Пытаясь найти объяснения, понял, что это — некий катарсис, очищающий своими картинами душу, заставляющий еще раз глубже заглянуть в человеческую природу, в которой высшие ценности могут быть легко подменены чудовищными демоническими инстинктами, которые не по зубам даже диким животным.

На этом все! Если статья показалась Вам интересной, поделитесь ей, пожалуйста, в соцсетях.

Поделиться с друзьями:
Buffer this page
Buffer
Pin on Pinterest
Pinterest
Share on VK
VK