От Сринагара до Леха: проходим перевалы, падаем с мотоцикла, видим Пакистан
Содержание статьи:
Привет, друзья! Продолжаю свою графоманскую эпопею о покорении Ладакха. (по ссылке — о подготовке и описание предыдущих дней маршрута)
Сегодня проходим ключ маршрута — перевал Зоджи-ла, Zodji-la. Именно его закрывают на зиму из-за снегопадов, и именно он преставляет самую большую сложность на пути из Cринагара в Ле. Высота — всего 3600 м, как в Лехе, но климат совершенно иной: влажный, континентальный, приправленный эфирными маслами хвойных лесов и присыпанный широким слоем нерастаявшего снега.
От Сонамарга до перевала — около 30 км, первые 10 — вполне сносный асфальт, который дальше на подъеме превращается в неудобоваримую жижу с камнями. Не смотря на достаточную ширину трассы, движение по дороге затруднено из-за обилия грузовиков и армейских колонн. Последних — в особенности, ибо рядом — граница с горной частью Пакистана, откуда периодически случаются вылазки всякой террористической нечисти.
Вот она — квинтэссенция Кашмира
В общем, ползем медленно, не более 20 км-час, периодически просачиваясь через шеренги грузовиков и забитых под завязку джипов Тата. Ловлю себя на раздражении, ибо при каждой вынужденной остановке, наш экипаж подвергается массированному вниманию кашмирцев. А, они, как я говорил в предыдущей статье, чемпионы Индии по докучливости.
Падение
Иногда случаются просветы и можно ехать чуть быстрей. Поймав один из таких, я с радостью выкрутил газ, зашел за поворот и слегка притормозил задним тормозом. Вместо планируемого снижения скорости, байк вдруг начало заносить и мы, не сбавляя скорости, вылетели в придорожные камни (Слава Богу, в сторону склона, а не обрыва).
Вскочив на ноги, я подбежал к мотоциклу, из которого начал выливаться бензин (байк практически перевернулся). Благо, помог один из работяг, чинивших дорогу. Отделались легко. Кроме синяков, и грязи — ничего. Аня в порядке, я — немного обжег ногу о выхлопную трубу. У Борьки же поцарапался хром на защите для ног и слегка погнулась лапка переключения передач.
Подымаю байк после падения
Урок жесткий, но более чем понятный. «Не расслабляйся, ты в горах!». Воцаряется полная тишина, ни единой мысли внутри. Только желание выпить чай и немного успокоить адреналиновую лихорадку. Байк застрял безнадежно и я понимаю, что вдвоем нам его не вытащить. Вытягиваю руку, пытаясь остановить машину.
Через 5 минут останавливается та самая Тата, которая чуть ранее вызвала у меня массу раздражения. Из нее шумной гурьбой с улюлюканьем спрыгивают 10 бородатых кашмирцев в своих типичных народных одеяниях и за 10 секунд вытаскивают Борьку из каменного плена. Исчезли мои помощники так же внезапно, как и появились. Я только успел сказать несмело «thank you».
Стало очень неудобно за собственное раздражение на тех, кто мне совершенно бескорыстно помог. К горлу подкатил ком... От благодарности и осознания собственного несовершенства. Спасибо за урок!
До перевала оставалось немного. Выдохнув и навьючив заново рюкзаки, мы поехали очень аккуратно. Ближе к седловине кто-то догадался выложить около 15 км дороги не асфальтом, а плиткой. И все это — на фоне космических горных пейзажей и плотных дорожных пробок!
дорога к перевалу
Перевал Зоджи-ла
Неудивительно, что на перевале аншлаг! По обе стороны дороги стоят импровизированные кафе и зазывалы всеми правдами и неправдами пытаются затащить к себе. Отбиваться от них приходится долго. Народища — толпы: катаются на санках и лыжах; купаются в снегу. Встречаем группу байкеров-индусов, идущих так же в Лех. Помогают смазать цепь и выправить погнувшуюся после падения лапку переключения передач.
На перевале Зоджи-ла с индийскими коллегами
Болтаем, фотографируемся, выдвигаемся дальше. Солидарность потрясающая. Помогают очень охотно и мы отвечаем взаимностью.
Именно за это единство душ я так люблю экстремальные приключения. Пропадает соперничество, вместо него возникают взаимопомощь и доверие. Безумно приятно видеть, как встречные байкеры фарят дальним и подымают вверх большой палец, даже в непогоду и на плохой дороге. Понимаешь, что в беде тебя не оставят.
За перевалом — высокогорные пустыни, разбитые дороги и разлитые реки. Местами видно, какой высоты тут выпадает снег: вдоль дорог тают огромные белые торосы. Встреченные пастухи почему-то клянчат мелочь.
2 километра до Пакистана
В этих местах ближе всего до Пакистана, всего несколько км по прямой. От этого ощущения — легкий холодок по спине; на дорогах — бесконечные блок-посты, где тебе необходимо записаться в спецкнигу и отчитаться о направлении маршрута.
Пакистанская граница слева от дороги
Дорога местами мрак, однако ж от Драсса начинается отличный асфальт. Кстати, Драс считается вторым по минимальной зарегистрированной температуре (-61 по Цельсию), первое место заслуженно отдали Якутскому Оймякону. Об этом информируют металлические биллборды вдоль дороги.
Драс. За мной, справа виден щит с надписью про холодное место
Где-то здесь же в 1999 году произошел очередной военный конфликт между Индией и Пакистаном. Кровопролитие было жестоким, а последствия могли оказаться совсем уж печальными: обе страны трясли друг перед другом ядерными боеголовками. В Каргиле в память о тех событиях воздвигли большой мемориал, а вдоль дороги — множество мемориальных табличек.
Кстати, Каргил многие рассматривают как базу для ночевки по дороге Сринагар — Ле: мол, много едален и гест-хаусов. Однако ж, изученные мной источники отмечали его как мрачное и неприветливое место. Да и на улицах 80% всех лавок почему-то оказались закрытыми. Поэтому, мы поехали дальше, в Мульбек.
И не зря...несмотря на отсутствие турсезона, в Мульбеке нам удалось вселилиться к очень милой семье ладакхцев, благодаря чему здорово отдохнули и наконец-то вкусно поели. Рекомендую, зовется Karzoo Guest House. Вокруг — идиллия, ночью — тишина, на небе — россыпь звезд в пятак. И совсем рядом — древнейшая статуя Будды Майтрейи (по-ладакхски «Чамба»), к которой мы решаем заглянуть на следующий день.
Белое здание — наш гест-хаус в Мульбеке
Засыпая, понимаю, что от дорог устал...(Особенно после приключений) И по приезду в Ле надо обязательно взять тайм-аут. Но про себя отмечаю: это то, о чем я так долго мечтал. Проехать и увидеть столько, чтобы захотелось на некоторое время погрузится в легкий «день сурка», без дорог и впечатлений. Судя по всему, мне это удалось! )
О дне в цифрах:
- высшая точка 3600 м — перевал Зорджи-ла
- пройдено километров — 160 (всего — 1034)
- В пути — около 10 часов
Да, горные уроки — это на всю жизнь! Хорошо, что все хорошо закончилось! А виды в самом деле космические. Как ни банально, но придется сказать — в горах кажется, будто ближе к богу. Спасибо за ваш рассказ и красивые фото!
Спасибо, Ариана! Про этот маршрут вообще много чего интересного рассказывают. Да и если горы еще и Индией приправить, то смесь получается уж совсем ядерной
Согласна! Колорит тот еще! А в сторону Пакистана вы не пробовали заглядываться? Не знаете, как там сейчас обстановка? В последнее время мне почему-то постоянно попадаются какие-то знаки о Пакистане:-) Конечно, я понимаю, что вопрос глупо звучит 🙂 Просто интересно, раз уж вы одним глазком глянули, может и сами думали, стоит ли туда поехать.
4 года назад я планировал наземный путь в Индию через Пакистан. Через какое-то время в северной его части расстреляли группу альпинистов, поэтому пока я туда не планирую. Обстановка там напряженная, особенно в горах. Да и с визами туда тоже проблематично